16 августа 2019

Еще немного о Хетти Келли

*Предыдущий пост о Хетти Келли можно найти тут.
---

Пришло время давно обещанного поста о Хетти Келли, в котором я посулила дать ответ на вопрос, в каком же из фильмов Чаплин воплотил образ Хетти и как именно.

Для этого нам необходимо будет переместиться в 1932 год, когда Чаплин впервые рассказал подробную историю знакомства с Хетти Келли в своих путевых заметках A Comedian Sees the World («Мир глазами комика»), написанных по горячим следам его кругосветного путешествия. Эта версия немного отличается от той, что была позднее представлена в автобиографии, но именно в этих маленьких деталях и кроется разгадка.

Но прежде, чем мы перейдем к отрывку из «Мира глазами комика», я подумала, что вам, возможно, будет интересно сравнить обе версии, и чтобы далеко не ходить (или просто растянуть удовольствие xD), а также по той причине, что мне хочется собрать по максимуму то, что Чаплин писал о Хетти или для Хетти, в одном посте, для начала я приведу здесь отрывки из его автобиографии, в которых рассказывается история этих отношений. Если вы хотите сразу приступить к поиску отгадки, пролистайте вниз до выделенного жирным текста.

В шестнадцать лет свое представление о романтической любви я почерпнул из театральной афиши, изображавшей девушку, которая стояла на скале, а ветер играл ее длинными волосами. Я воображал, как играю с ней в гольф (игра, которую я терпеть не могу), как брожу с ней по росистым холмам, упиваясь трепетным чувством и красотой природы. Но это была чистая романтика, а юношеская любовь — это совсем другое, — она почти всегда следует шаблону. Взгляд, два-три слова (обычно удивительно глупых), и в несколько минут жизнь становится иной — природа вдруг проникается к нам благоволением и открывает неведомые доселе радости. Именно так и случилось со мной.

Мне почти исполнилось девятнадцать, я был актером труппы Карно, уже пользовавшимся успехом, и все-таки в моей жизни чего-то не хватало. Наступила и прошла весна, на меня уже надвигалось томительное, пустое лето. Повседневная жизнь мне приелась, все вокруг вызывало уныние. Будущее представлялось сплошными буднями среди скучных, неинтересных людей. Мне уже было мало просто работать, чтобы зарабатывать. Это было лакейское существование, лишенное какой бы то ни было прелести. Меня томили неудовлетворенность и тоска, и по воскресеньям я в одиночестве бродил по лондонским паркам и слушал музыку. Меня тяготило и общество других людей и свое собственное. И, конечно, случилось неизбежное: я влюбился.

Мы играли в «Стритхем Импайр». В то время мы в один вечер давали представления в двух-трех мюзик-холлах, и у нашей труппы был даже собственный омнибус, чтобы мы могли успеть вовремя к началу наших номеров. Мы начинали со «Стритхема», с тем чтобы потом поспеть в «Кентербери мюзик-холл», а затем в «Тиволи». Таким образом, мы начинали работать засветло. Стояла невыносимая жара, и зал «Стритхема» почти пустовал, что, понятно, тоже не разгоняло моей тоски.

Перед нами выступали «Янки Дуддлс гёрлс» Берта Кутса — танцевальный ансамбль, исполнявший и песенки. Он мало меня интересовал. Но во второй вечер, когда я, равнодушный и безразличный ко всему на свете, стоял за кулисами, какая-то танцовщица вдруг споткнулась, а остальные начали хихикать. И одна из них, оглянувшись, встретилась со мной взглядом, словно спрашивала, смеюсь ли я. Меня сразу покорили искрившиеся лукавством огромные карие глаза стройной, как лань, девушки, с изящным овалом лица и очаровательно пухлыми губками, обнажавшими в улыбке чудесные зубы. Эффект был потрясающим и мгновенным. За кулисами она попросила меня подержать зеркальце, пока поправит волосы, и это дало мне возможность рассмотреть ее поближе. Это было начало. В среду я спросил, не могу ли я с ней встретиться в воскресенье. Она рассмеялась:

— Я даже не знаю, как вы выглядите без этого красного носа!

Я играл тогда пьяницу в «Молчаливых пташках», во фраке с белым галстуком.

— Право же, мой собственный нос не такой уж красный, да и сам я не так дряхл, как выгляжу, — заверил я ее. — А чтобы это доказать, я вам завтра принесу свою фотографию.

И я принес ей портрет печального юнца в черном галстуке, по моему мнению, весьма мне льстивший.

— Да вы еще совсем молодой, — искренне удивилась она. — Я думала, вы гораздо старше.

— Сколько же лет вы мне давали?

— По крайней мере, тридцать.

Я улыбнулся:

— Мне скоро исполнится девятнадцать.

По будням мы репетировали, и я никак не мог назначить ей свидание, но она обещала, что будет ждать меня в воскресенье в четыре часа у Кеннингтон-гэйт.

Был чудесный солнечный день. На мне был темный костюм, элегантно облегавший талию, темный галстук, и я небрежно помахивал черной эбеновой тростью. До четырех часов оставалось только десять минут, я с волнением вглядывался в каждую женщину, выходившую из трамвая. Тут я сообразил, что ни разу не видел ее без грима, и вдруг вообще забыл, как она выглядит. Как я ни старался, я не мог вспомнить ее лица. Ужас охватил меня. Может, ее красота всего лишь подделка?! Иллюзия?! Стоило выйти некрасивой девушке из трамвая, и я погружался в бездну отчаяния. Неужели мне предстоит разочарование? Неужели меня обмануло собственное воображение или театральный грим?

Без трех минут четыре какая-то девушка сошла с трамвая и направилась прямо ко мне. У меня упало сердце — нет, это далеко не красавица. Одна мысль о том, что мне придется провести с ней весь вечер, да еще прикидываться, будто это доставляет мне неизъяснимое удовольствие, приводила меня в ужас. Однако я приподнял шляпу и радостно улыбнулся. Испепелив меня возмущенным взглядом, незнакомка прошла мимо. Слава богу, это была не она.

Затем в одну минуту пятого из трамвая выпрыгнула молоденькая девушка, подошла ко мне и остановилась. Она была без грима и казалась еще прелестней в простенькой матросской шапочке, синей матросской курточке с блестящими медными пуговицами, в карманы которой она глубоко засунула руки,

— Ну вот и я! — сказала она.

Я вдруг так растерялся, что лишился дара речи. От смущения я не знал, что сказать и что сделать.

— Давайте возьмем такси, — хрипло сказал я, оглядываясь по сторонам. Но потом я все-таки повернулся к ней.

— Куда бы вы хотели поехать?

Она пожала плечиками.

— Мне все равно.

— Тогда давайте поедем обедать в Вест-энд.

— Я уже обедала, — невозмутимо сказала она.

— Мы это обсудим в такси, — возразил я.

Мое лихорадочное волнение, должно быть, смутило ее.

В такси я без конца повторял:

— Я знаю, что еще пожалею об этих минутах — вы слишком прекрасны!

Я пытался быть остроумным и веселым, но у меня ничего не получалось. Я взял в банке три фунта и собирался повезти ее в «Трокадеро», где в атмосфере музыки и плюшевой элегантности мог бы предстать перед ней в самом романтическом свете. Мне хотелось ее поразить. Однако она сохраняла полнейшую невозмутимость, а мои тирады просто ставили ее в тупик, особенно когда я назвал ее своей Немезидой, — это слово я узнал незадолго перед нашим знакомством.

Она не догадывалась, как много для меня значила. Физическое влечение не играло тут почти никакой роли — мне было важно ее присутствие. Изящество и красота были редкими гостьями в жизни такого человека, как я.

В «Трокадеро» я пытался уговорить ее пообедать, но безуспешно. Она согласилась только съесть бутерброд, чтобы составить мне компанию. Мы занимали отдельный столик в очень дорогом ресторане, и я счел своим долгом заказать изысканный обед, хотя мне вовсе не хотелось есть. Этот обед был тяжким испытанием. Я не знал, что какой вилкой полагается есть. Но все-таки я с грехом пополам одолел обед и даже держался со светской непринужденностью, а после еды ухитрился небрежно сполоснуть пальцы в поданной для этой цели мисочке. Однако я уверен, что, выйдя из ресторана, мы оба вздохнули с облегчением.

После «Трокадеро» она решила вернуться домой. Я предложил отвезти ее в такси, но она предпочла пойти пешком. Это мне было только на руку: она жила далеко, в Кэмберуэлле, и, таким образом, я мог дольше оставаться в ее обществе.

Теперь, когда я немного опомнился, она стала держаться со мной свободнее. Мы шли по набережной Темзы, и Хетти весело рассказывала мне о своих подружках и о всяких пустяках. Но я почти не слышал, что она говорила. Я испытывал невыразимое блаженство, и мне казалось, что мы гуляем в раю.

Расставшись с ней, я, все еще во власти этого вечера, вернулся на набережную и раздал остатки своих трех фунтов спавшим на набережной бродягам — меня переполняли радость и любовь к ближнему.

Мы условились с Хетти встретиться на другой же день в семь утра — в восемь у нее была репетиция, где-то на Шефтсбери-авеню. От ее дома до станции метро Вестминстер-бридж-роуд было примерно мили полторы, и, хотя я поздно возвращался с работы и никогда не ложился раньше двух часов, я вскакивал на рассвете, чтобы встретиться с ней.

Кэмберуэлл-роуд казалась мне теперь волшебной улицей, потому что там жила Хетти Келли. Эти утренние прогулки, когда мы, держась за руки, шли до станции метро, были блаженством, к которому примешивалось какое-то неясное и страстное томление. Убогая, унылая Кэмберуэлл-роуд, которую я раньше всегда обходил стороной, обрела теперь особую притягательную силу, потому что там в утреннем тумане вдруг вырисовывалась тонкая фигурка Хетти, идущей мне навстречу. Я не помнил, что она говорила во время этих прогулок. Я был слишком захвачен мыслью, что нас свела таинственная сила и что наш союз уже предопределен судьбой.

Я провожал ее так три раза — три коротких утра, после которых сутки переставали существовать до следующего утра. Но на четвертый день она вдруг резко переменилась ко мне. Она поздоровалась со мной холодно и не взяла меня за руку. Я упрекнул ее и, шутя, обвинил в том, что она меня не любит.

— Вы требуете слишком многого, — сказала она. — В конце концов, мне только пятнадцать лет, и вы на четыре года старше меня.

Я никак не мог понять, что кроется за этой фразой. Одно было ясно: она вдруг отдалилась от меня. Она шла, глядя прямо перед собой и засунув руки в карманы, как школьница.

— Другими словами, вы в самом деле меня не любите, — повторил я.

— Не знаю, — ответила она.

Я был ошеломлен.

— Если не знаете, значит, не любите.

Она промолчала.

— Вот видите, каким пророком я оказался, — продолжал я шутливым тоном. — Я же говорил, что еще пожалею о том, что мы встретились.

Я пытался разгадать, что происходит у нее в душе, узнать, как она ко мне относится, но на все мои вопросы она продолжала отвечать «не знаю».

— А вы согласились бы выйти за меня замуж? — вдруг спросил я.

— Я еще слишком молода.

— Ну а если бы вам все-таки пришлось выйти замуж, вы бы выбрали меня или кого-нибудь другого?

Но она все так же уклончиво повторяла:

— Не знаю... вы мне нравитесь, но...

— ...но вы меня не любите, — заключил я, и сердце у меня упало.

Она ничего не сказала. Небо было затянуто тучами, улица казалась серой и тоскливой.

— Беда в том, что я вовремя не остановился, — сказал я хрипло. Мы подошли к входу в метро. — Нам надо расстаться и больше никогда не видеться, — добавил я, желая узнать, какое впечатление произведут на нее мои слова.

Она нахмурилась. Я взял ее руку и нежно погладил.

— Прощайте, так будет лучше. Ваша власть надо мной уже и сейчас слишком велика.

— Прощайте, — ответила она. — Мне очень жаль.

То, что она сочла нужным извиниться, доконало меня. Она вошла в метро, и меня охватило ощущение невыносимой пустоты.

Что я наделал? Может быть, я слишком поторопился? Какое право я имел задавать ей подобные вопросы? Я вел себя, как самодовольный идиот, и добился того, что теперь не смогу ее видеть, если не захочу поставить себя в смешное положение. Что же мне остается? Страдать и больше ничего! Если бы я мог не чувствовать этой муки и не просыпаться до тех пор, пока снова не увижу ее! Нет, любой ценой я должен избегать встречи с ней, пока она сама не захочет меня увидеть. Может быть, я был слишком серьезен, слишком настойчив? В следующий раз, когда мы увидимся, я буду шутлив и спокоен. Но захочет ли она встретиться со мной? Конечно, захочет! Ведь что-то я для нее значу!

На следующее утро я не смог удержаться и пошел на Кэмберуэлл-роуд. Хетти я не встретил, зато встретил ее мать.

— Как вы поступили с Хетти! — сказала она. — Она пришла домой в слезах и сказала, что вы больше не хотите ее видеть.

Я пожал плечами и иронически улыбнулся.

— А как она поступила со мной?

И тут же я, запинаясь, спросил, не могу ли я ее все-таки повидать.

Она покачала головой.

— Пожалуй, не стоит.

Я спросил, не выпьет ли она со мной чего-нибудь, и мы зашли в пивную, чтобы там поговорить. Я умолял ее позволить мне повидаться с Хетти, и в конце концов она согласилась.

Мы подошли к их дому, и Хетти открыла нам дверь. Увидев меня, она удивилась и нахмурилась. Она только что вымыла лицо мылом «Солнечный свет» и благоухала свежестью. Она не пригласила меня войти, и ее большие карие глаза смотрели холодно и равнодушно. Я потерял всякую надежду.

— Ну что ж, — сказал я, стараясь говорить шутливо. — Я пришел еще раз проститься.

Она ничего не ответила, но я понял, что ей хочется поскорей отделаться от меня.

Я протянул руку и улыбнулся.

— Итак, прощайте еще раз!

— Прощайте, — ответила она холодно.

Я повернулся и услышал, что дверь тихонько закрылась.

Хотя мы встретились с Хетти всего пять раз и, кроме первого раза, мы проводили вместе не больше двадцати минут, это короткое знакомство надолго оставило след в моей душе. [1]

<...>

Я не виделся с Хетти больше года. В глубоком унынии и очень ослабевший после болезни, я как-то вспомнил о ней и однажды поздним вечером пошел побродить в направлении ее дома, в Кэмберуэлл. Но дом пустовал и на двери висела табличка: «Сдается».

Без всякой цели я продолжал бродить по этим улочкам, как вдруг из темноты показалась фигурка — она переходила через улицу и направлялась ко мне:

— Чарли! Что вы тут делаете?

Это была Хетти — в черной котиковой шубке и круглой котиковой шапочке.

— Да вот пришел повидать вас, — сказал я шутя.

Она улыбнулась.

— Какой вы стали худой.

Я рассказал ей, что едва оправился после гриппа. Хетти недавно исполнилось семнадцать, она была очень хороша и прелестно одета.

— А позвольте спросить, что вы-то так поздно здесь делаете?

— Я была в гостях у подруги, а сейчас иду к брату. Может быть, и вы пойдете со мной?

По пути она мне рассказала, что ее сестра вышла замуж за американца-миллионера, Фрэнка Гулда, живут они теперь в Ницце, и завтра утром она уезжает к ним.

В этот вечер я стоял и смотрел, как она кокетливо танцует с братом. Она вела себя глупо, как красивая, но бездушная женщина, и вдруг, совершенно неожиданно для себя, я почувствовал, что мой пыл охладевает. Неужели она так же банальна, как и все другие девушки? От этой мысли мне стало грустно, но я мог уже вполне беспристрастно смотреть на нее.

Она очень развилась за этот год. Я видел обрисовывавшуюся под платьем грудь и думал, что она у нее слишком мала и не так уж пленительна. Хотел бы я на ней жениться, если бы мог себе это позволить? Нет, я ни на ком не хотел жениться.

И когда в эту холодную, звездную ночь я провожал ее домой, должно быть, я с такой же печальной объективностью говорил, что ее, наверно, ждет замечательная и счастливая жизнь.

— В ваших словах звучит такая тоска, что я готова заплакать, — сказала она.

Я возвращался домой торжествуя, — я тронул ее своей грустью, заставил почувствовать во мне человека. [2]

<...>

По дороге в отель Сидней рассказал мне, что заключил от моего имени договор с «Мьючуэл филм корпорейшн» на шестьсот семьдесят тысяч долларов, которые они должны мне выплачивать по десять тысяч в неделю. Кроме того, при подписании контракта, как только меня обследуют страховые врачи, я получу еще чек на сто пятьдесят тысяч долларов. За ужином Сидней должен был встретиться с адвокатом, который вполне мог задержать его до ночи; поэтому он довез меня до отеля «Плаза», где снял мне номер, и оставил, обещая завтра утром повидаться со мной. И «вот я один», как сказал Гамлет.

В этот вечер я долго гулял по улицам Нью-Йорка, заглядывая в витрины магазинов, и подолгу, без всякой цели, стоял на перекрестках. Что со мной происходит? Казалось бы, я достиг апогея славы. И вот я, шикарно одетый молодой человек, стою на перекрестке, а пойти мне некуда. Как знакомятся с интересными людьми? Все меня знают, а я никого не знаю. Я заглянул к себе в душу, и мне стало жаль себя — меня охватила грусть. Я вспомнил, как однажды кистоуновский комик, достигший большого успеха, сказал мне: «Ну что ж, Чарли, теперь, когда мы его добились, скажи, чего все это стоит?» «А чего мы добились?» — в свою очередь спросил я.

Я вспомнил совет Ната Гудвина: «Держитесь подальше от Бродвея». Для меня Бродвей пока еще был пустыней. Я подумал о старых друзьях, которых теперь мне, овеянному славой, хотелось бы повидать. А есть ли у меня такие друзья в Нью-Йорке, или в Лондоне, или где бы то ни было? Мне нужны были особые собеседники, может быть, такие, как Хетти Келли. С тех пор как я стал работать в кино, я потерял ее из виду, а было бы забавно узнать, что она теперь обо мне думает.

Хетти жила в Нью-Йорке у своей сестры, миссис Фрэнк Гулд. Я пошел пешком по Пятой авеню, ее сестра жила в доме 834. Я остановился перед их дверью — у меня не хватило мужества позвонить. Но ведь Хетти могла выйти, и мы могли бы случайно встретиться с ней. Я прождал с полчаса, прогуливаясь взад и вперед, однако за это время никто не вышел и не вошел в этот дом. [3]

<...>

...Я не отдавал себе отчета, до какой степени я устал. К тому же в последние два месяца мною вдруг овладело страстное желание посетить Лондон — я просто мечтал об этом, и письмо Уэллса лишь подлило масла в огонь. А тут еще после десяти лет молчания я получил письмо от Хетти Келли. «Помните ли вы еще маленькую глупую девочку?!..» — писала она. Она была теперь замужем, жила на Портмен-скуэр и приглашала навестить ее, если я когда-нибудь буду в Лондоне. Письмо было без интонаций, и оно не могло возродить никаких чувств. В конце концов за эти десять лет я несколько раз успевал влюбиться и разлюбить, и все-таки мне, конечно, хотелось посмотреть на Хетти. Я попросил Тома упаковать мои вещи, а Ривса — закрыть студию и дать всем отпуск. Я решил ехать в Англию. [4][5]

Сделаем здесь небольшое лирическое отступление. Несмотря на то, что, как мы увидим, в обеих версиях происходящего Чаплин говорит о содержании письма как о холодном и неживом, его собственный ответ Хетти, сохранившийся в виде копии письма, сделанной через копирку, и датированный 18 июля 1918 года, полон восторга и энтузиазма:

«Дорогая Хетти! В жизни, как в кино, всегда происходит то, чего меньше всего ждешь. Можешь представить себе, какую нежданную радость я испытал, обнаружив в утренней почте твое письмо. Сперва я увидел конверт, и сердце мое забилось быстрее, потом я узнал знакомую букву «Е», которую не видел столько лет. «Хетти!» — мелькнуло в моем сознании. Я быстро вскрыл конверт, и — о чудо! — письмо действительно от тебя. Через столько лет получить весточку от тебя! Я был ошеломлен, хотя втайне и надеялся, что когда-нибудь ты мне напишешь — ведь столько интересного произошло в нашей жизни и, в конце концов, всегда приятно получить весточку от старого друга.
Что ж, Хетти, ты ни капельки не изменилась. Каждая страница письма дышит тобой, и только тобой. Конечно, среда и люди могли изменить твои взгляды на жизнь, и тем не менее ты смогла сохранить свое обаяние, а это, по-моему, и есть самое ценное в человеке. Ты спрашиваешь, как мои дела. Так вот — здоровье мое безупречно; что же касается остального, то у меня есть все, о чем только можно мечтать в двадцать девять лет. Я по-прежнему холост, хотя и не по своей вине. Выражаясь философски, мое окружение привило мне — как и тебе — вполне определенные взгляды на жизнь. Наверно, я достиг того возраста, которому присущ пессимизм, но надежда еще не потеряна, ибо я обладаю одним бесценным качеством — я люблю жизнь и радуюсь ей. [6]
Ты помнишь, Хетти, я как-то сказал тебе, что деньги и успех — не главное в жизни. Тогда у меня не было ни того, ни другого, просто мне так казалось. Теперь, добившись и того, и другого, я понял, что в стремлении к счастью нужно руководствоваться лишь своим сердцем и заботой о благе других.
Но довольно философствовать. Как твои дела? Искренне надеюсь, что ты уже совсем оправилась от болезни и чувствуешь себя прекрасно. Ты должна больше заботиться о себе. Не забудь передать от меня привет Сонни и Эди. Что же касается тебя, я буду с нетерпением ждать твоего письма, так что, пожалуйста, напиши, дай мне знать, что ты поправилась и снова улыбаешься.
Всегда твой Чарли». [7]

К сожалению, сообщить о том, что она поправилась, Хетти не смогла. По предположению Дэвида Робинсона, она могла даже не успеть получить письмо от Чарли, поскольку в последний год войны трансатлантическая почта шла с большой задержкой. В октябре 1918 года Хетти снова заболела, а 4 ноября 1918 года скончалась. Чаплин узнал об этом лишь во время своего визита в Лондон в 1921 году.

Последний небольшой кусочек автобиографии завершает эту историю на печальной ноте:

...Мэр Саутгэмптона приветствовал меня в доках, после чего я поспешил на поезд. Наконец я подъезжаю к Лондону! В моем купе оказался Артур Келли, брат Хетти. Я вспоминаю, как пытался поддержать разговор с Артуром, а сам все время поглядывал в окно на расстилавшиеся передо мной зеленые пастбища Англии. Я рассказал Артуру, что получил письмо от его сестры с приглашением пообедать у нее дома, на Портмен-скуэр.

Артур как-то странно посмотрел на меня — он был в смущении. «А ведь Хетти умерла», — сказал он.

Я был потрясен, но в ту минуту не смог по-настоящему осознать всю трагедию ее смерти — слишком много волнующих событий заполняли мою душу. И все-таки я почувствовал себя в чем-то обездоленным: Хетти была единственным человеком из моего прошлого, кого мне хотелось бы снова увидеть, особенно в этих фантастических обстоятельствах. [8]

А вот теперь можно, наконец, перейти к тому самому интригующему отрывку из A Comedian Sees the World. Должна сказать, что честь данной находки принадлежит доктору Лизе Стайн Хэйвен, которая написала комментарии и вступительную статью к этому изданию. Я прочитала сначала статью, а уже потом саму книгу, поэтому не знаю, обратила ли бы я сама внимание на этот момент и вспомнила ли бы нужный эпизод... Так или иначе, я не хочу лишать вас возможности самим угадать, о чем идет речь, поэтому привожу сперва отрывок, а потом комментарий.

Вы, наверное, уже думаете: «Хватит нагнетать, ближе к делу!» Вы правы, черт возьми! Поехали.

...Моя первая поездка в Англию оказалась разочарованием. Я говорю не о приеме. Напротив. Друзья и все остальные приняли меня очень тепло. Причина разочарования крылась в другом, и сейчас я поясню, в чем именно.

Для этого мне придется немного отступить от курса моего повествования и мысленно вернуться назад, к духовно изголодавшемуся юнцу девятнадцати лет, с трудом зарабатывающему на жизнь ремеслом артиста водевильных скетчей, как мы себя называли. В те дни меня снедало одиночество. Мое окружение было ограниченным. Среда, в которой я находился, не могла утолить моих чаяний. То были унылые дни, не озаренные ни ореолом романтики, ни красотой, пока в один прекрасный августовский вечер всё не изменилось.

Мы играли в провинциальном театре. Я стоял за кулисами, ожидая своего выхода, а на сцене выступали девушки из танцевальной труппы. Одна из них на мгновение сбилась, что вызвало улыбку у остальных — особенно у одной, брюнетки с огромными смеющимися карими глазами.

Она обернулась за кулисы и поймала мой взгляд. Никогда раньше я не встречал подобной красоты. Она меня заворожила. Девушка заметила мое восхищение, и ее улыбка сделалась смущенной.

Тем не менее, когда она ушла со сцены, чтобы переодеться, она попросила меня подержать ее шаль. От нее исходил запах лаванды. С тех пор я полюбил этот аромат.

Когда их представление закончилось, девушка зашла за шалью.

— Спасибо, — сказала она, и мы улыбнулись друг другу, однако в этот момент нас прервал менеджер труппы.

— Идемте, девушки, мы опаздываем, — у них было выступление еще в одном театре. Она повернулась, чтобы собрать вещи.

— Позвольте вам помочь! — воскликнул я, подавая ей косметичку и открывая перед ней дверь.

— Увидимся завтра вечером, — тепло улыбнулась она.

Я смог лишь кивнуть, не смея заговорить. Выходя на улицу, она обернулась через плечо и застенчиво произнесла:

— Не забудьте.

— Не забуду, — пообещал я.

Это было началом. Каждый вечер мы проводили вместе несколько мгновений. Мы ни разу не виделись днем, поскольку оба были заняты репетициями, поэтому договорились встретиться у Кеннингтон-гэйт в воскресенье в четыре часа дня.

По такому случаю я оделся с иголочки: двубортный приталенный пиджак, котелок, трость и перчатки. Я нетерпеливо позвякивал тридцатью шиллингами в кармане.

Это было типичное воскресенье. Безлюдные улицы были покрыты использованными трамвайными билетиками, ветер бесцельно гонял по дороге какую-то листовку. Было без четырех минут четыре. Я гадал, как выглядит Хетти без сценического грима. Почему-то я никак не мог представить ее черты. Чем больше я пытался, тем более размытыми они становились. Возможно, она была не так уж и красива в обычной жизни.

Наконец я увидел, как ко мне приближается девушка, чья внешность подходила под ее описание. Когда она подошла ближе, сердце мое упало. В ней не было ни следа той красоты, что я успел вообразить себе. Я был подавлен. Однако я взял себя в руки. Нужно казаться восторженным, подумал я. Было бы жестоко показать ей свое разочарование.

Девушка была уже совсем рядом. Она смотрела прямо в мою сторону. Я приготовился улыбнуться, но тут она отвернулась и прошла мимо. Это была не она! Хвала небесам, это была не она! Я облегченно выдохнул. Неизвестность становилась невыносимой. Была одна минута пятого.

Подъехал трамвай, из которого начали выходить пассажиры. Наконец, на землю спустилась стройная девушка, опрятно одетая в голубое и излучавшая вокруг себя красоту. Она подошла ко мне, и я сразу же ее узнал. Это была Хетти, еще более прелестная, чем мне грезилось. Каким чудесным оказался этот день!

Тем вечером, проводив ее домой, я прогуливался по набережной Темзы. Меня распирали эмоции. Мое счастье требовало выхода. Меня тянуло сделать какой-нибудь безумный жест. В моем кармане оставалось девятнадцать шиллингов. Я выстроил толпу бездомных возле ближайшей кофейни и начал выдавать им чай с сэндвичами, пока мои средства не иссякли. Такова была реакция влюбленного юноши.

Развязка была неизбежной. В конце концов, для нее это была всего лишь детская увлеченность, но для меня это стало началом духовного развития, первым прикосновением к красоте. Полагаю, ее начало тяготить мое неослабное внимание, поскольку она быстро устала от него, и мы расстались.

Я переживал юношескую трагедию неразделенной любви. Позднее она уехала с труппой на материк, и я потерял ее из виду на два года, однако следующая наша встреча произошла при весьма любопытных обстоятельствах.

Я переходил Пикадилли, когда взвизг автомобильных тормозов заставил меня развернуться в сторону резко остановившегося черного лимузина. Маленькая рука в перчатке помахала мне из окна. Должно быть, это какая-то ошибка, решил я, и тут голос из машины, развеяв все сомнения, позвал: «Чарли!»

Когда я подошел, дверь машины открылась, и я увидел Хетти, жестом приглашавшую меня присоединиться к ней. Она оставила труппу и теперь жила на материке вместе со своей сестрой. Ах да, ее сестра вышла замуж за американского мультимиллионера. Все это она поведала мне по дороге.

— А теперь расскажи что-нибудь о себе, — попросила она, с теплотой глядя на меня.

— Нечего особо рассказывать, — отвечал я. — Я все еще тяну лямку той же старой рутины — пытаюсь быть смешным. Хочу попытать удачу в Америке.

— Тогда увидимся там, — вставила она.

— О да, я поручу своему секретарю организовать нашу встречу, — пошутил я.

— Я серьезно, — настаивала она. — Знаешь, я ведь много думала о тебе все это время.

Я вновь почувствовал себя окрыленным, и все же в глубине души я знал, что теперь всё стало еще безнадежнее, чем раньше.

Тот вечер мы провели в гостях у ее брата и матери; на следующий день Хетти уезжала в Париж. Мы попрощались, и она обещала писать. Однако после одного письма наша переписка оборвалась. Потом я уехал в Америку.

Вскоре после этого я прочитал, что она прибыла туда вместе с сестрой. Мысль о встрече с ней теперь смущала меня. Ее состоятельное положение лишь усиливало мой комплекс неполноценности. Тем не менее, я часто прогуливался возле дома на Пятой авеню, где она жила, в надежде случайно встретиться с ней, но из этого ничего не вышло. В конце концов, я оставил надежду когда-нибудь увидеть ее снова.

Затем началось мое путешествие в мир кинематографа — внезапный взлет моей популярности.

Я приехал в Нью-Йорк, чтобы подписать контракт на миллион долларов. [9] Вот мой шанс встретиться с ней, думал я, но почему-то у меня не получалось сделать это нормально. Я не мог зайти к ней домой или отправить ей письмо. Я слишком застенчив. Однако я задержался в Нью-Йорке в надежде как-нибудь случайно встретить ее.

В одной Нью-Йоркской газете был заголовок: «Чаплин Скрывается — Неуловимый». Ничего подобного. Если бы они заметили такси, ожидающее на противоположной стороне конкретного дома на Пятой Авеню, они бы обнаружили обвиняемого.

Наконец, я наткнулся на ее брата. Я пригласил его на ужин. Он был прекрасно осведомлен о моей привязанности к его сестре и немного стеснялся обсуждать ее. Поэтому за ужином мы говорили о моих делах.

В конце концов я перевел разговор на интересующую меня тему.

— К слову, как поживает твоя сестра?

— О, у нее все в порядке. Конечно, тебе известно, что она вышла замуж и живет в Англии.

Я немедленно решил покинуть Нью-Йорк и все эти глупости и вернуться к работе.

Весь последующий год я время от времени бегло просматривал свою корреспонденцию на случай, если вдруг увижу знакомое «е», которое было отличительной чертой ее почерка. И вот я получил письмо.

Я сразу его узнал. Я нетерпеливо вскрыл конверт. Письмо было подписано «Миссис ...», а в скобках — «Хетти».

Оно начиналось со слов: «Помнишь ли ты меня спустя столько лет? Я часто думала о тебе, но так и не решилась написать».

Какая ирония! Она так и не решилась написать!

В заключение она предлагала: «Если когда-нибудь еще будешь в Лондоне, загляни ко мне на огонек».

Содержание письма казалось холодным и сдержанным. Но я сразу начал собираться в Лондон. Как чудесно было бы вновь увидеть ее — не страдая при этом от ущербности моей юности. Это стало бы интеллектуальным приключением.

Что бы ни случилось, думал я, я не буду разочарован. Я слишком философски настроен для этого.

У меня оставалось еще несколько недель, чтобы закончить свою картину, но наконец все дела были улажены: я ехал в Англию.

Корабль прибыл в Саутгемптон, где меня поджидал невероятный прием. Меня встречал мэр. Сотни телеграмм и радиограмм спешили пригласить меня на званые обеды и ужины. Возбуждение переливалось через край.

Брат Хетти встречал меня на причале. Быть может, Хетти с ним, подумал я. Мы тепло поприветствовали друг друга. Но ее не было! Дав интервью прессе и пробившись сквозь восторженную толпу возле поезда, мы, наконец, отправились в Лондон.

Сонни, брат Хетти, сидел в вагоне рядом со мной и рассказывал мне, как возбужденно гудит Лондон и какой радушный прием ожидает меня там. Я вежливо слушал его, однако меня занимали иные мысли... Я трепетал от предвкушения скорой встречи с Хетти. Что она скажет, как поступит? Я намеревался вести себя обезоруживающе просто и непринужденно. Когда ты преуспел в жизни, можно позволить себе быть собой.

Мы с Сонни были одни в вагоне. Он вел себя немного странно, но я не сразу это заметил. Он по-прежнему избегал любого упоминания о Хетти. Но затем в разговоре образовалась пауза. Некоторое время я смотрел в окно, наблюдая за проносящимися мимо зелеными полями, а затем, наконец, отважился спросить:

— А твоя сестра Хетти в городе?

— Хетти? — тихо повторил он. — Я думал, ты знаешь. Она умерла три недели назад. [10]

Я был готов к любым разочарованиям, кроме подобного. Мне показалось, будто меня обманом лишили чего-то важного, и мой отпуск вдруг потерял смысл.

До сих пор я жил под влиянием неуловимого идеала, робкой надежды — никогда не облекаемой в слова — но теплящейся где-то в глубине души. Я рассматривал свой успех как букет цветов, который я однажды преподнесу кому-то, но теперь адресат оказался неизвестен.

Так что в этот раз я твердо решил, что не буду разочарован. Опасно слишком сильно зависеть от людей. Они взрослеют и становятся кем-то другим или уходят из нашей жизни... [11]

Итак, теперь мы можем, наконец, ответить на вопрос, в каком же из фильмов Чаплина нашел отражение образ Хетти Келли. Для этого еще раз вернемся к словам «Я переходил Пикадилли...», а затем включим фильм «Мсье Верду» где-то ближе к концу... и мы увидим, что эпизод, описанный еще в 1932 году, фактически дословно перенесен в этот фильм.

Кадр из фильма Чарльза Чаплина "Мсье Верду" (1947) - 1Кадр из фильма Чарльза Чаплина "Мсье Верду" (1947) - 2

Кадр из фильма Чарльза Чаплина "Мсье Верду" (1947) - 3Кадр из фильма Чарльза Чаплина "Мсье Верду" (1947) - 4

Да, в данном конкретном эпизоде Девушка из «Мсье Верду» — это Хетти Келли, внезапно обретшая богатство благодаря удачному замужеству своей сестры. Я думаю, что версия, описанная в «Мире глазами комика», ближе к реальным событиям, поскольку именно она попала в фильм. Мне кажется, Чаплина действительно поразила столь резкая перемена в знакомом человеке, особенно на фоне его собственного не столь завидного положения, и ему хотелось передать этот контраст в одном из своих фильмов. Для «Мсье Верду» эта сцена подошла идеально. Возможно, в своей автобиографии Чаплин намеренно слегка изменил этот эпизод, чтобы скрыть параллель с фильмом. Кто знает.

Вот такой вот маленький интересный факт. Скажу честно, для меня он стал настоящим сюрпризом. Надеюсь, что и вам это открытие пришлось по вкусу :)

_____________
[1] Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М., 1990. Т. 1. С. 81-85.
[2] Там же. С. 91.
[3] Там же. С. 135.
[4] Там же. С. 194.
[5] Чаплин пишет так, словно отправился в Англию сразу же после того, как получил письмо Хетти. Конечно, тут он несколько приукрашивает, ведь письмо пришло в 1918 году, а в Англию он приехал лишь в 1921-м.
[6] Здесь не совсем точный перевод, и в данном случае этот момент мне кажется принципиальным. В оригинале фраза звучит так: «for I have that priceless quality of being curious about life and things which keeps up my enthusiasm», что я бы перевела, скорее, как «ибо я обладаю одним бесценным качеством — во мне живет любопытство к жизни и ее явлениям, которое поддерживает мой энтузиазм».
[7] Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. М., 1989. С. 230-231.
[8] Чаплин Ч.С. Автобиография. С. 196.
[9] Скорее всего, это был все-таки 1916 год, когда Чаплин приехал в Нью-Йорк подписывать контракт с компанией «Мьючуэл» — как упоминается в его автобиографии.
[10] На самом деле, Хетти умерла в 1918 году — за три года до описываемых событий.
[11] Chaplin C. A Comedian Sees the World. Columbia : University of Missouri Press, 2014. P. 24-28.

78 комментариев:

  1. Марина19.08.2019, 07:03

    Это Чаплин так красиво писал, или его сочинения подвергались редактированию, или это ваш красивый перевод?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чаплин красиво писал :) И, насколько я знаю, никто в его текст не вмешивался (кроме как поправить ошибки). Мой перевод здесь - только отрывок из "Мира глазами комика", остальное - уже существующие переводы.

      Удалить
  2. Марина19.08.2019, 11:48

    Ну так опять без Акройда никуда. "У Чаплина автобиография лживая. В одном месте он писал так, а в автобиографии по-другому. Где правда?" По каким-то причинам изложение некоторых событий приходилось менять, вот и правда тут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всем очень нравится уличать Чаплина во лжи) А мне понравилась версия другого автора, который предположил, что Чаплин мог считать, что его жизнь - его личное дело и больше ничье, поэтому написал так, как сам посчитал нужным.

      Удалить
    2. Марина19.08.2019, 16:40

      Еще есть такие же как Акройд? Я тоже думаю - как посчитал нужным, так и написал.

      Удалить
    3. Таких, как Акройд, полно) Но автор, которого я упомянула, адекватный)

      Удалить
    4. Марина20.08.2019, 17:26

      Еще же Вейсман есть.Я про него вспомнила, когда комментарий отправила))) Жили вроде в разных эпохах, а как будто Чаплин им дорогу перешел.

      Удалить
    5. Да, есть Вейсман! И еще Кеннет Линн и Джойс Милтон (которые у нас не переводились). Главные ненавистники Чаплина)))

      Удалить
    6. Марина20.08.2019, 17:41

      Слава богу не переводились!

      Удалить
    7. Марина20.08.2019, 17:48

      По Садулю Карл Робинсон после расставания с Чаплиным был обижен на него и написал, впоследствии, злобные воспоминания. Сам Садуль хорошо написал, но достоверных фактов у него почти нет.

      Удалить
    8. Воспоминания Карла Робинсона меня интригуют, потому что они были изданы на французском, которым я, к сожалению, не владею. Отрывки оттуда встречаются в разных местах, но целиком книга не переводилась почему-то, а жаль. Было бы интересно почитать. По тем отрывкам, что я видела, воспоминания Робинсона не показались мне особо злобными, достаточно сдержанно он писал, там должно быть много интересного.

      Удалить
    9. Марина21.08.2019, 11:21

      Ну каждый видит свое. Кому-то показались злобными отзывы. Надо так понимать, Чаплина многие не любили. Он правдой глаза колол, не прогибался и не выслуживался.

      Удалить
    10. Может, конечно, в непереведенных частях и есть что-то злобное =) Но со злобными биографами Робинсону все равно не сравниться))) В целом, у него был повод обижаться, ведь Чаплин его уволил. Насколько справедливо/несправедливо - не нам судить. Считается, что Карлайл Робинсон был уволен из-за того, что мешал отношениям Чаплина с Мэй Ривз, но я читала, не помню точно где (возможно, у Дэвида Робинсона, а может, в комментариях к книге Мэй Ривз), что, на самом деле, его уволили сильно позже, так что причина могла быть и в другом.

      Удалить
    11. Марина23.08.2019, 06:42

      Ну вот по Садулю тоже Робинсон был уволен ближе к сороковому году. Даже если раньше, я не думаю, что это из-за отношений с Мэй Ривз. Это чье-то предположение. Не думаю, что Мэй Ривз настолько нужна была Чаплину. Она просто прицепилась к нему и думаю он видел что ей надо. Хотя как сказать. Где-то читала, что после возвращения из путешествия Чаплин говорил примерно так : "Думал найду в Европе женщину для семьи но всем нужна карьера, дентьги и т.д. А которые для семьи, тем я не нужен." В глубине души, наверное, все-таки на что-то надеялся. Я так думаю, равнодушных людей к Чаплину не было. Его либо любили, либо ненавидели.  И многие писали о своих отношениях с ним. Как человек, Чаплин был очень сильной личностью.

      Удалить
    12. Чаплин был сильно увлечен Мэй Ривз - настолько сильно, что не слушал никаких доводов разума. Из-за нее он рассорился со всеми, включая своего брата (есть мнение, что Мэй могла крутить с Сидом до знакомства с Чарли). Чаплинскому окружению, конечно, было ясно, что ей нужно, и они всегда настороженно воспринимали новые увлечения босса. Но поскольку Чаплин был сам себе хозяин, никто ему был не указ. Он даже хотел снять фильм с Мэй в главной роли. Но постепенно охладел к ней и тогда уже постарался от нее отделаться.
      Про равнодушие - это в точку. Равнодушным такая личность никого не оставляла.

      Удалить
    13. Марина27.08.2019, 06:14

      Ну Мэй Ривз сумела вскружить голову красивому и богатому мужчине. В кино пусть бы он ее снимал, главное, что временное ослепление вовремя прошло, а то еще бы 650 тыс заплатил))) Все доводы в таких случаях бесполезны, пока сам не остынешь и не поймешь.

      Удалить
    14. Марина27.08.2019, 07:20

      "Чаплинскому окружению, конечно, было ясно, что ей нужно, и они всегда настороженно воспринимали новые увлечения босса." Мне нравится, что окружению небезразлична была судьба их босса. Ну хотя бы потом, что при нем они при деле, кто как сумел бы в другом месте, как сказать.

      Удалить
    15. Ну, понятно, почему они беспокоились, особенно после истории с Литой-то)))

      Удалить
    16. Марина28.08.2019, 07:13

      Думаю, сотрудники Чаплина в бедности не жили и не голодали, особенно близкое окружение. А после Литы пришлось пояса затянуть по туже. Одной высудили круглую сумму и другой высудят. Еще раз на диете сидеть не хочется, вот и пытались глаза открыть боссу. Ну я так думаю он сам прозрел, только не признался.

      Удалить
    17. Конечно, проблемы у босса - проблемы у всех. Всем хочется стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Насчет Мэй, конечно, все были правы. Но, в конце концов, этот роман закончился более-менее безболезненно.

      Удалить
    18. Марина28.08.2019, 13:47

      Тут не только за романы переживать приходилось, а еще и за убеждения и травлю на этой почве. Были призывы ЗАКРЫТЬ ПЕРЕД ЧАПЛИНЫМ ДВЕРИ СОБСТВЕННОЙ СТУДИИ и куча сотрудников останется без работы. Нормально!

      Удалить
  3. Марина02.09.2019, 11:15

    В эпизоде с "Хетти Келли" подчеркнут смысл фильма "Я вышла замуж за владельца ОРУЖЕЙНОГО ЗАВОДА. Скоро это будет приносить ХОРОШИЙ ДОХОД.

    ОтветитьУдалить
  4. Марина26.09.2019, 07:34

    Данный эпизод из "Месье Верду" не единственный, попавший на экран из жизни Чаплина. Оказывается, нужно разуть глаза и увидеть, что в Интернете есть "Моя биография". Мне уже знакомы какие-то факты, цитаты из нее, но, когда читаешь это все от первого лица, с теми чувствами, которые испытывал сам автор, это совсем другое. Уже сейчас я понимаю, что основой для некоторых сюжетов в его фильмах, были эпизоды из собственной жизни. Что-то на экран попало в переработанном виде, а что-то в биографии приходилось менять, поэтому у Акройда биография вышла лживая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, разумеется, очень много в его фильмах взято из личного опыта. Я даже думаю иногда, сколько там может быть всего, взятого из жизни, о чем мы не знаем, потому что он об этом никогда не рассказывал. А так, конечно, много чего можно найти. "Огни рампы" как будто по автобиографии сняты, хотя она была написана позже. В этих случаях я еще больше восхищаюсь его мастерством визуализации, как он точно мог показать то, что задумал. В фильме "Чаплин" ни один эпизод не попал в мое представление о том, как это было. А Чаплина смотришь и понимаешь: именно так было и никак иначе. Это может показаться очевидным, ведь он это все наблюдал своими глазами, но далеко не каждый может точно передать то, что он видел, да еще так, чтобы это было выразительно с художественной точки зрения. А он мог.

      Удалить
    2. Марина26.09.2019, 17:31

      У Чаплина очень интересное описание всего. В некоторых местах даже забавно. Я пока еще в детстве. Меня позабавили «опыт работы» на печатной машине и у врачей с трехметровыми окнами. Тут и смех, и грех получается.

      Удалить
    3. О, детство у него было очень ярким! Приятного чтения ;-)

      Удалить
  5. Марина30.09.2019, 10:18

    Я все думала, где же Чаплин для "Месье Верду" взял такую скандальную семейку для первой сцены фильма, и что же они все олицетворяют? " Пока «Цирк Кейси» гастролировал в Лондоне, я и еще пять наших актеров поселились на Кеннингтон-роуд у миссис Филдс, пожилой вдовы лет шестидесяти пяти. У нее было три дочери: Фредерика, Тельма и Феба. Филдсы были народ горячий, и время от времени между ними вспыхивали бурные ссоры." Вот откуда взялась эта семейка, с теми же именами, только роли изменены.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, "сколько нам открытий чудных" :)

      Удалить
    2. Марина01.10.2019, 16:09

      Мне двух имен хватило что бы сделать "открытие чудное")))

      Удалить
  6. Спасибо Вам огромное, что переводите тексты с английского и даете возможность поклонникам Чаплина, узнать побольше о легендарной личности!

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный02.09.2020, 12:55

    Разрешите присоединиться к вашей беседе пламенной поклоннице Чарли! Намеревалась найти биографию Стефана Вейсмана, поскольку эту книгу якобы одобрила сама Джеральдина, но после ваших рассказов меня стали терзать смутные сомнения... Неужели Вейсман недалеко ушёл от Акройда??? И он тоже в числе ненавистников Чарли?! Ещё один вопрос к администратору сайта: скажите, пожалуйста, есть ли литературная ценность в мемуарах Джорджии Хейл? Открывает ли они что-то новое и интересное о Чарли? Я, увы, не владею английским, всё, что я могу перевести книжку в интернете автоматически и довольствоваться любым, даже самым корявым переводом, в надежде хоть что-то разобрать) А "Мир глазами комика", как я понимаю, тоже недоступна на русском?((( Администратора от души благодарю за интереснейшие материалы!!! Сижу здесь часами: читаю статьи и комментарии)

    ОтветитьУдалить
  8. Разрешите присоединиться к вашей беседе пламенной поклоннице Чарли! Намеревалась найти биографию Стефана Вейсмана, поскольку эту книгу якобы одобрила сама Джеральдина, но после ваших рассказов меня стали терзать смутные сомнения... Неужели Вейсман недалеко ушёл от Акройда??? И он тоже в числе ненавистников Чарли?! Ещё один вопрос к администратору сайта: скажите, пожалуйста, есть ли литературная ценность в мемуарах Джорджии Хейл? Открывают ли они что-то новое и интересное о Чарли? Я, увы, не владею английским, всё, что я могу - перевести книжку в интернете автоматически и довольствоваться любым, даже самым корявым, переводом в надежде хоть что-то разобрать) А "Мир глазами комика", как я понимаю, тоже недоступна на русском?((( Администратора от души благодарю за интереснейшие материалы!!! Сижу здесь часами: читаю статьи и комментарии)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я честно скажу, что не читала биографию Вейсмана, мне хватило отзывов на эту книгу от других людей (в том числе тех, кому она понравилась). Понимаете, меня всегда настораживают психологи/психоаналитики, которые ставят диагнозы давно умершим людям, с которыми они никогда не общались лично, а это, судя по всему, именно то, что пытается делать Вейсман. Для меня загадка, почему Джеральдина назвала его книгу одной из лучших о своем отце... Возможно, у нее были свои причины.
      С другой стороны, в любой книге можно найти что-то интересное, так что совсем отговаривать вас читать эту биографию я бы не стала. Попробуйте! Возможно, она не так уж и плоха.
      О мемуарах Джорджии я встречала разные мнения, лично мне они нравятся. Как минимум, они ценны тем, что это воспоминания человека, который лично знал Чаплина, а это всегда интересно. Ну и вообще у Джорджии интересный взгляд на Чаплина.
      "Мир глазами комика" не переводилась, да. Уж не знаю, почему.
      Спасибо за ваш комментарий! Рада, что блог вам интересен!

      Удалить
    2. Анонимный02.09.2020, 20:34

      Вам спасибо за скорый ответ!) Совершенно согласна с Вами: и меня раздражают люди, с апломбом раздающие диагнозы. Жить спокойно, не прочитав книгу Вейсмана, я не смогу, поэтому деваться некуда) Но как же Джеральдина могла одобрять подобную книгу?( Это очень расстраивает и вызывает ряд вопросов( Конечное, многое зависит ещё от масштабов грязи, которую Вейсман вылил на Чарли. От книги Акройда, не скрывавшего своего пренебрежительного отношения к нему, мне хотелось плеваться. Остался неприятный осадок. Могу предположить, что с Вейсманом меня ожидает похожая история... А в чём заключался интересный взгляд Джорджии на Чарли?) Если на этот вопрос можно ответить парой предложений, пожалуйста, поделитесь своими знаниями) Я читала отрывок из интервью Джорджии, который Вы опубликовывали на сайте, но, полагаю, по нему нельзя сделать полноценный вывод)

      Удалить
    3. Если прочитаете книгу Вейсмана - поделитесь впечатлениями! А вдруг, за исключением диагнозов, она окажется стоящей))) Не прочтешь - не узнаешь!

      Джорджия смотрела на Чаплина как на двух совершенно разных людей: был Чарли - добрый, чуткий, веселый, немного похожий на своего героя; и был мистер Чаплин - холодный "голливудский Казанова", как она его называла. По ее же словам, никогда нельзя было угадать, с кем из них доведется общаться на следующий день. Вторая личность ее отталкивала, она не любила голливудские вечеринки, делала Чаплину замечания... и мне кажется, этим она ему нравилась. Он ценил ее честность. Она также умела утешить и подобрать правильные слова, когда он переживал из-за чего-то. И, несмотря на то, что она сильно любила его, она не терпела, чтобы к ней относились с пренебрежением, просто как к одной из пассий. Это стало причиной их разрыва в 30-е годы.

      Удалить
  9. А кто-нибудь слышал из уст Джеральдины, одобрения в адрес Вейсмана? Или ее слова перефразировать сумели? Допустим ,она действительно одобрила. Судить сложно, но рискну предположить, что оценка Джеральдины, еще не показатель. Когда она родилась, ее отцу было 55 лет. Судя по ее фильмографии, творческая жизнь у нее была насыщенной, и заниматься изучением отцовской жизни времени не было, думаю, и сейчас она этого не делает. Исходя из этого, можно предположить, что период жизни Чаплина с 1889 по 1944 года, если не мы с вами, то Фракир точно знает лучше Джеральдины. Единственным источником правдивой информации для детей могли стать дневники Уны.

    Вейсмана не читала, потому что хватило Акройда. Я уж не знаю, писал ли он про кого-нибудь еще, о Чаплине он старался написать как можно хуже. Может он про всех так пишет? У медали две стороны. Акройд показал только одну сторону, вторую оставил за кадром. К примеру, РАБОТАЯ НА КИСТОУНЕ, ЧАПЛИН В КОЛЛЕКТИВ ТАК И НЕ ВЛИЛСЯ И УШЕЛ, ДАЖЕ НЕ ПРОСТИВШИСЬ. А о том, что на торжественные проводы у него не было времени, потому что уезжал срочно, и что, несмотря на все разногласия в работе, он остался с кистоунцами в хороших отношениях – нет ни слова. Второй пример касается Майкла. ОТЦОМ ОН БЫЛ НИКУДЫШНЫМ. Но том, что Майкл был никудышным сыном и о том, что он при жизни отца успел все осознать и помириться с ним – ни слова. Народ любит острые факты из жизни великих артистов. Акройд на этом и сыграл, для поднятия интереса к своему изданию, и для большего заработка (вроде некоторых, имя называть не будем)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, лично от Джеральдины не слышали))) Это вроде в аннотации говорится или где-то еще... Конечно, она могла просто сказать: "Да, ТАКОГО я еще не читала" :D Но вряд ли издателям хватило бы наглости утверждать, что она хвалила книгу, если на деле ничего такого не было. Что до ее оценки, то тут дело не в том, насколько точны в книге факты, а именно в отношении автора к Чаплину и его творчеству. Обычно семья Чаплина негативно отзывается о книгах, которые поливают его грязью, и вроде даже пытаются не допустить их издания (хотя они все равно издаются, конечно). А тут вот такое... Загадка!

      Акройд, насколько я знаю, много биографий наклепал. Насколько он злобен по отношению к другим личностям - того я не знаю. Но в том-то и дело, что пишут книги ради того, чтобы срубить денег, а для этого нужно больше шокирующих фактов, сгустить краски, кое-что исказить для пущей убедительности...

      Удалить
  10. Привожу точную цитату Джеральдины:"Это очень провокационная и одновременно очень пронзительная книга, абсолютно необходимая тем, кто хочет по-настоящему понять талант и искусство моего отца". Так что сомнений нет, она действительно похвалила биографию Вейсмана( И как изволите это понимать?(( Крайне огорчает, что Джеральдина могла одобрить подобную книгу. Чувствую, по вашим рассказам, волны негативных эмоций и желания прибить автора после прочтения этого опуса мне не избежать. Действительно, хватило Акройда, и невольно задумаешься: а надо мне оно... Конечно, этим горе-писателям необходимо срубить денег любыми средствами!( Зла на них не хватает((( Кстати, вы слушали в интернете видео-лекцию некого политического историка под названием... А в общем не буду цитировать название, просто дам ссылку: https://kinoart.ru/lectures/on-schital-sebya-iisusom-hristom-i-napoleonom-lektsiya-mihaila-trofimenkova-o-charli-chapline. Что меня ужаснуло: такое ощущение, что этот сомнительнейший лектор дословно цитирует биографию Акройда и, по-моему, в своём выступлении опирается только на неё!!! Ну и, конечно, делает свои дебильные выводы. И отношение к Чарли на основе этой книги у него сформировалось соответствующе... И он ещё имеет наглость засорять мозги молодёжи!... Вот такая вот лекция к юбилею гения((( Простите, что поднимаю такие негативные темы, просто, как говорится, не могу молчать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Unknown,это Джеральдина собственной персоной выступила с похвалой, или ее похвалу где-то напечатали?

      Удалить
    2. Анонимный05.09.2020, 18:12

      Марина, не сразу обратила внимания на Ваш вопрос о Джеральдине, извините! Нет, никаких видеообращений, где бы она показалась собственной персоной, не было) Её слова напечатали в качестве рекламного анонса книги Вейсмана) Выглядело примерно так: "Покупайте, народ, сама Джеральдина рекомендует!")))

      Удалить
    3. Лекцию не слушала. Сходила по ссылке, прочитала аннотацию... и решила, что буду спать спокойнее, если слушать не стану) Очередные громкие слова и пафос, нацеленные на привлечение внимания. Как-то раз наткнулась в Интернете на прекрасную фразу, обращенную к очередному ненавистнику Чаплина: "Чаплин сделал для человечества больше, чем ты бы смог сделать за миллион лет. Можешь продолжать ненавидеть". Теперь мысленно применяю ее ко всем подобным ораторам.
      Но вообще, полностью разделяю ваше возмущение! Одной из причин, побудивших меня создать этот блог, стало как раз желание разбавить этот поток ненависти и представить людям более сбалансированный портрет Чаплина и объективную информацию, а не пережеванную кем-то, страдающим избытком яда в организме.

      P.S. К слову, когда вы оставляете комментарий, вы можете выбрать вариант "Имя/Url" и заполнить только имя - тогда комментарий не будет анонимным, а мы будем знать, как к вам обращаться :)

      Удалить
    4. Знаете, у меня помимо Чаплина, больше тридцати лет фанатского опыта . Видела всякое и фанатов всяких встречала. Скажу, мы от Голливуда не сильно отличаемся, во всяком случаи последнее время. Даже если бы Джеральдина выступила собственной персоной с этой похвалой, я бы не поверила. Как монтируется видеоматериал мне известно. Напечатать тем более можно все что угодно. Ну а понимать похвалу изволим так: «Каждому ценителю творчества моего отца, необходимо прочесть эту провокационную и пронзительную книгу, и узнать какой Вейсман психомаразматик» (новая должность, если хотите))) А он то обрадовался!

      Удалить
    5. Александра06.09.2020, 13:41

      Факир, подписываюсь под каждым Вашим словом!!! Вот только жалко молодёжь, присутствующую на той лекции... Вначале лектор попросил поднять руки тех, кто искренне, всем сердцем любит Чарли Чаплина. А потом открыл страшную тайну, что сам его не любит, и вся его лекция - по сути ответ на вопрос "почему". И вот эти юные ребята могли принять всё, что им наговорили, за веру... Вот, что страшно( Остаётся только надеяться на их разум.

      Удалить
    6. Александра, жесть какая... Я думала, это просто видео-лекция в Интернете, а это он еще и людей специально собрал, чтобы плюнуть им в душу. Не понимаю таких людей! Зачем тратить столько усилий и времени на то, что вызывает отрицательные эмоции? Почему не прочитать лекцию о том, что тебе НРАВИТСЯ?

      Удалить
    7. Марина, определение "психомаразматик" мне очень нравится! Хотите я вам зацитирую отрывок из отзыва на книгу Вейсмана, после которого я сделала свои выводы относительно нее? Я даже не поленилась и нашла:

      "Лично для меня стало новостью, что Чаплин с детства страдал дислексией и вплоть до второй половины 1910-х годов плохо и мало читал и почти не писал, а тексты своих ролей в театральный период заучивал со слуха – это же даёт очень много для понимания того, почему он работал фильмы без ясного плана, часто начинал съёмки, имея лишь смутное представление о конечном результате и вдохновляясь лишь идеей о месте действия будущего фильма или даже просто каким-то конкретным гэгом. Возможно, именно поэтому так хороша была у него музыка, возможно, именно это сдерживало его от переключения от фильма-образа к фильму-речи, возможно, именно это обусловило «птичий» язык из озвучки «Новых времен» или «псевдонемецкий» из «Великого диктатора»…".

      Чаплин страдал дислексией... Я просто... простите... моя рука прилипла к лицу и не отлипает с тех пор. И читатель верит этому бреду и делает из него совершенно безумные выводы. А просто подумать головой и вспомнить, что Чаплин почти не учился в школе и всю жизнь занимался самообучением, что и было причиной того, что он поздно начал читать и писал с ошибками - это нет, никак.

      Удалить
    8. Александра11.09.2020, 11:47

      Самое страшное, что этому бреду, похоже, верит Джеральдина, если, конечно, её высказывание о книге реально. Как же человеку не совестно вот так, с фонаря, ставить диагнозы??? Представляю, сколько злобной лжи о Чарли в этой книге... А ведь люди читают, верят... Как всё это расстраивает( Жаль, что подобные вещи остаются безнаказанными.

      Удалить
    9. А когда, работая в Мюзик-холле, ездя на гастроли, хватало времени читать и писать? Надо еще разобраться, кто, чем страдает. Одно утешение – музыка кому-то нравится.

      Удалить
    10. Не хотела я весь маразм нести сюда, но раз уж мы коснулись этой темы, я еще лучше расскажу. Как-то наткнулась я на такую вещь. "В трех своих ранних фильмах Чаплин сыграл женщин. У него это очень хорошо получалось. Женские костюмы ему очень шли»" Как-то так. До конца не дочитала, нажала что-то не то и все ушло. Отсюда надо понимать к чему вся эта подводка, и откуда источник.

      Удалить
    11. Александра12.09.2020, 16:21

      Акройд что ли?) Не совсем понимаю, к чему клонит автор))

      Удалить
    12. Акройд диагнозов не ставил. Скорее всего Вейсман. Не думаю, что это восхищение актерским даром. Там этого и близко не было. Видимо, намек, что у Чарли не все в норме было, а может и прямым текстом, я же не дочитала.

      Удалить
    13. Александра12.09.2020, 18:07

      Просто смешно!!! У кого-кого, а у Чарли по этой части точно всегда всё было в норме) Хочется ответить им голосом папы дяди Фёдора: "Ну вы уж совсем")))

      Удалить
    14. Ну это мои догадки. Там столько дурости! Если бы Чарли всем этим занимался, то ни одного фильма не сделал бы.

      Удалить
    15. А у Чарли по всем направлениям все в норме было. В детстве, куда бы ни забросила его судьба, куда бы ни прибился, везде к нему, к нищему и оборванному мальчишке, хорошо относились. Благодаря этому он выжил в свое нищее детство. Многие, кто был знаком с Чаплиным, оставили свои воспоминания о нем, и ни один не написал плохо. Со многими женщинами завязывались серьезные отношения, многие из них писали мемуары об этом, и ни одна женщина не написала плохо. Все это говорит о том, что Чарли был человек с хорошей энергетикой.

      Удалить
    16. Александра13.09.2020, 17:47

      Я полностью разделяю Ваше мнение, Марина! Какие бы гадости о Чарли ни говорили всякие злопыхатели в лице тех же биографов и тех, кто им верит, для меня совершенно очевидно, что он был человеком светлой энергетики. Я почти физически ощущаю его свет. Иной раз задумываюсь, что же такого невероятно светлого и чистого нужно иметь за душой, чтобы так видеть и чувствовать... Искусство Чарли, идеи, смысловая и духовная наполненность его фильмов лучше всего свидетельствует о нём как о человеке. А в своей автобиографии Чарли вовсе не пытается представить себя с самой лучшей и выгодной стороны. Он пишет о себе искренне, представая перед читателем живым человеком, не делая никаких акцентов на своём величии. Он много пишет о других людях, не зацикливаясь на своей личности. И после этого кто-то может видеть в Чарли эгоцентризм? Интересно, в чём он заключается?) В творческом горении, в погружённости в свою работу? И это эгоцентризм?! Мне бывает очень обидно и горько, когда я сталкиваюсь с непонятно на чём основанными мнениями о человеческих качествах Чарли. Например, моя подруга, которая мало знает о Чарли, краем ухом слышала, что он так себе человек. Откуда, откуда, ну откуда у людей могло сложиться такое мнение??? Как и у любого человека, у Чарли были свои недостатки, свои особенности характера - это нормально, никто из нас не ангел, но откуда это ужасающее в своей несправедливости клеймо?! Мне кажется, его корни следует искать в той ситуации, которая имела место ещё при жизни Чарли: в гонениях на него со стороны прессы, политических и моральных обвинениях. И тут я с Вами, Марина, не соглашусь, что ни одна женщина не написала о Чарли ничего плохого. Злополучная Лита Грей написала. И, конечно, её сопливые и грязные мемуары были на руку противникам Чарли. Нормальный, думающий человек, прочитав её книгу не сделает о Чарли плохих выводов, сто раз перепроверит информацию, задаст себе вопрос: "Почему она это написала? Почему написала именно так?" А вот недалёкий, конечно, всё примет на веру. И мне встречался в интернете комментарий следующего содержания: "После книги его жены, не могу воспринимать фильмы, неприятный человек". Я не стала влезать в дискуссию, понятно, что дураку ничего не докажешь. Даже если бы всё написанное Литой было чистой правдой (хотя она не написала ничего такого, что позволило бы сделать подобные выводы), непонятно каким образом это могло бы свести на "нет" восприятие его фильмов??? А я отвечу так: если бы Чарли действительно был таким, каким его представляет нам тот же Акройд: он бы не создал "Малыша", "Золотую лихорадку", "Цирк", "Огни большого города", "Великого диктатора", "Огни рампы" - фильмы, воплощающие в себе само понятие доброты и человечности! В них столько невероятно трогательного, чистого, столько любви и уважения к человеку... Спрашивается, откуда всё это, если не из души Чарли и его собственного видения мира???

      Удалить
    17. Александра, Лита Грей – тема отдельная и большая. Под постом о Хетти Келли ее трогать не будем, а в остальном я тоже с вами соглашусь. Чарли не страдал манией величия. У него не было звездных замашек. Он не ставил свое «Я» впереди себя. Все верно, в своей биографии он, великий актер и режиссер, на котором учатся режиссеры и актеры, как комики, так и трагики, которого любят во всем мире, предстал перед читателями простым земным человеком. Многие недовольны его творением, потому что он написал не то, что хотели увидеть. Он больше рассказывал о людях, с которыми его сводила судьба, и о впечатлениях от общения с людьми. А вот о нем должен написать кто-то другой. Вся та грязь, которая льется на него до сих пор, это отголоски той травли, который он подвергался, за косой взгляд на Америку. Для травли все методы хороши. Цеплялись за все – кто родители, кто по происхождению, где родился, низкое происхождение, личная жизнь. Обвиняли во всех смертных грехах. Все было направлено на то, что бы зритель его возненавидел. Этого не происходило, поэтому вся травля была бессильной. Акройд недоволен))) «Его биография лживая»» Ну так если бы она была правдивая, тогда Чарли пришлось бы полить грязью всю Америку, с простыми смертными людьми, благодаря которым, у него была мощная поддержка. Он этого не сделал. Он вообще за свою жизнь ни о ком не сказал плохого слова. Я считаю, что Чаплин был достойным человеком, и не просто достойным, а человеком с большой буквой.

      Удалить
    18. Александра14.09.2020, 17:18

      В каких же местах она "лживая"?)) Совершенно неясно) Но что ещё мог сказать Акройд?) Ему нужно было продать свою книжку, естественно, он и рекламировал её как самую правдивую)) Дескать: "Не читайте автобиографию Чарли, друзья, моё творение покруче будет!") Я, кстати, даже не ожидала, что Чарли в своей книге будет довольно откровенно раскрывать тему личной жизни. Он делится подробностями своих отношений с женщинами абсолютно тактично, высказывая свой личный взгляд в отношении излишних сексуальных откровений и литературы подобного рода. Как мы видим, Чарли ничего не скрывает! А называть его биографию лживой может только совершенно бессовестный и низкий человек, каким, безусловно, является господин Акройд с его убогими литературными потугами. Сказать, что Америка поступила с Чарли подло - ничего не сказать... Чарли - главное культурное лицо этой страны. Что бы было с кинематографом, не будь в истории этого человека? Ведь никто до него не воспринимал новый вид искусства серьёзно! Только Чарли поднял кино на уровень великих произведений человеческой культуры: возвысил его до лучших творений мировой классической музыки и литературы. Не будь Чарли, видели бы мы такие выдающиеся фильмы как "Летят журавли" или "Восхождение" Ларисы Шепитько??? Были бы возможны подлинные киношедевры, какими, несомненно, являются и все лучшие фильмы Чарли? Возможно, кинематограф так и остался бы незатейливым развлечением в духе первых Кинстоуновских комедий...

      Удалить
    19. Кино, поначалу, не воспринималось как кино. Это была лишь живая картинка, развлекаловка. К 1914 году кино стало видом искусства, однако, комедия оставалась дешевой развлекаловкой. Чаплин пришел в кинематограф в нужное время и в нужном месте. Он поднял комедию от дешевой развлекаловки до вида искусства.

      Удалить
    20. Александра15.09.2020, 19:46

      Простите, что делюсь здесь этим кошмаром (мягко говоря), но не могу сдержаться! Меня душит чувство несправедливости и негодования((( Помните, я говорила о лекции к юбилею Чарли? Вот коротенькая статейка этого якобы искусствоведа и киноведа: https://www.kommersant.ru/doc/2454066 До слёз обидно. Обидно и страшно... Наверное, только в нашем деградирующем обществе такие люди, как Михаил Трофименков, могут становиться искусствоведами.

      Удалить
    21. Ирония судьбы в том, что у Чаплина к русским было какое-то особое отношение, какая-то надежда на поддержку его творчества. А у русских такой маразм процветает. Александра, если пройтись по сети, то ничего лучше, чище, правдивее и адекватней чем этот блог, вы не встретите. "Сухое местечко посреди болота". Огромное спасибо и низкий поклон Фракир, за то, что она делает! Средства массовой информации - огромная сила, способная управлять обществом. Всем "искусствоведам" рот не заткнешь. Не стоит портить нервы из-за них.

      Удалить
    22. Александра16.09.2020, 07:20

      И всё-таки хочется верить, что число людей, любящих Чарли несравнимо выше, как у нас, так и во всём мире. А ненавистники и грязные сплетники пусть пыхтят и дальше. Их зло к ним же и вернётся. За блог огромное спасибо!!!

      Удалить
    23. Александра, я тоже считаю, что не стоит тратить нервы на каждого "искусствоведа". В той статье столько самолюбования автором самим собой, что читать ее невозможно. Конечно же, почитателей таланта Чаплина гораздо больше! Просто ненависть, к сожалению, звучит громче. Но единственное, что здесь можно сделать - это игнорировать таких людей.

      Марина, спасибо! :)

      Удалить
  11. За информацию о Джорджии спасибо!!! Но, вы меня удивили, мне казалось, любовь Джорджии к Чарли была безответной, и он её особо серьёзно не воспринимал, а она, в свою очередь, ни на что не рассчитывала, просто любила всю жизнь без надежды... Разве у них были отношения? Она ведь сама говорила: "Чарли был недоступен для меня, он принадлежал Лите Грей".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, у них были отношения. Странно, но об этом мало где упоминается. Джорджия честно держалась в стороне, пока Чаплин был женат на Лите, но после его развода она решила испытать свой шанс :) Они встречались примерно с 1929 по 1931 год. Если вы посмотрите этот пост: https://www.chaplin-blog.ru/2020/04/ivor-montagu-interview.html - в конце его есть фото того периода, на котором как раз присутствует Джорджия. Потом Чаплин уехал в кругосветное путешествие (где тусил с Мэй Ривз) и больше года никак не давал о себе знать, а когда приехал, пригласил в гости, привез кучу подарков, но Джорджия сильно обиделась за то, что он не извинился за свое молчание, не спросил, как у нее дела, а все продолжал ей рассказывать, каких красоток он встречал в Европе. В конце концов, она вспылила и ушла, хлопнув дверью.
      Впоследствии они помирились и еще какое-то время встречались году в 42-м, после того как Чаплин занялся звуковой версией "Золотой лихорадки" и его чувства к Джорджии вспыхнули вновь. Тут сложно сказать, насколько продолжительными были эти отношения, но есть один интересный момент. Где-то тут мы это обсуждали с Мариной, но я уже не помню, в комментариях к какой записи это было. В общем, по словам Джорджии, перед тем, как Чаплин женился на Уне, он приходил к ней ночью и умолял ее всё бросить и уехать с ним. Джорджия, конечно, сказала, чтобы он успокоился, пришел утром и они всё обсудят. Но наутро ее ждали новости о том, что Чаплин женился на Уне, и для нее это стало тяжелым ударом. По ее же словам она какое-то время была в коме.

      Удалить
    2. Александра06.09.2020, 13:20

      Похоже, Джорджия - большая фантазёрка... Но выдумки про Уну - это уже слишком. Я прекрасно понимаю отчаянно влюблённую женщину, кто из нас не проходил через такие чувства в жизни, но всё имеет границы. Мне сложно поверить в то, что Чарли мог делать предложение Джорджии перед свадьбой с Уной, что за бред? Он любил Уну, впервые в жизни встретил женщину, на которой искренне захотел жениться. Очевидно, что чувства и намерения Чарли были самыми серьёзными. Это в книге Джорджии написано? Мнда, нет слов, просто нет слов... Конечно, кто его знает, ничего не исключено, но.... Не верю! (голосом Станиславского) Так могло произойти разве что от неуверенности Чарли в чувствах Уны, возможно, на эмоциях он что-то такое и выдал, понимая как Джорджия его любит. Однако уверенность в чувствах к Джорджии не привела его к женитьбе на ней, ибо сердцу не прикажешь. Джорджию в любом случае очень жалко(

      Удалить
    3. Александра, а я верю Джорджии. Я уже писала где-то, но повторюсь. Как-то раз мне попадался такой момент где-то УНА НЕ СОМНЕВАЛАСЬ НИ МИНУТЫ, А ВОТ ЧАРЛИ СОМНЕВАЛСЯ. В чувствах Уны он не сомневался, он сомневался из-за разницы в возрасте. Ей 18 ему 54. Его можно понять. Вот эти сомнения могли и привезти его к Джорджии. Она на ночь глядя ничего не смогла ответить, а на утро пути назад не было. Будь Джорджия неразумной женщиной, сорвалась бы и полетела в неизвестность, но она женщина умная и этого не сделала. От своей неуверенности можно натворить кучу глупостей. Вот Чарли и натворил бы, оставив Уну у разбитого корыта.

      Удалить
    4. Александра06.09.2020, 19:56

      Марина, ну сомневаться можно сколько угодно, но это же не значит, что сомневающийся человек будет готов кинуть любимую женщину ради другой) Если, конечно, он любил Уну... Его метания в сторону Джорджии мне не очень понятны... Кого же он любил: её или Уну? Эх, лезем мы не в своё дело, конечно) Но логику человеческих поступков Чарли и его чувства всё-таки хочется понять.

      Удалить
    5. Александра06.09.2020, 20:04

      Вспомнила Ларису в "Бесприданнице", когда она узнала о приезде Паратова и упрашивала Карандышева немедленно уехать в деревню) "Уедемте! Уедемте сейчас же!" Видимо с Чарли было нечто подобное)

      Удалить
    6. Ну вот мне нравится версия Марины) Она вполне увязывает рассказ Джорджии с известными нам фактами. К слову, Чаплин не звал Джорджию замуж, он звал ее только уехать вместе с ним. Возможно, он и правда боялся своих чувств к Уне и пытался от них убежать) Но Уна была его судьбой, так что убежать не удалось.
      Возможно, что Джорджию он тоже любил. Во всяком случае, ему с ней было уютно и комфортно. Мне кажется, Джорджия тоже могла бы стать ему хорошей женой, пусть и не такой идеальной, как Уна.

      Как бы там ни было, верить или не верить словам Джорджии - каждый решает для себя сам.

      Удалить
  12. КОГДА ДЖОРДЖИЯ ПРИШЛА НА СТУДИЮ, ЕЙ ГЕНРИ БЕРГМАН СКАЗАЛ "НЕ ВЗДУМАЙ ВЛЮБИТЬСЯ В ЧАРЛИ, ОН ДУШИТ ЖЕНЩИН" Она так и написала в своих мемуарах, или автор произведения прочитал что-то не то?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный04.09.2020, 16:45

      Марина, у Акройда звучало: "Он разбивает сердца")

      Удалить
    2. Мне почему-то-то запомнилось именно ДУШИТ ЖЕНЩИН. Может формулировка разная? Кто-нибудь свое добавил для поднятия интереса и без того интересной книги?

      Удалить
    3. Анонимный05.09.2020, 09:43

      Марина, "душит женщин", я тоже помню) Но, мне кажется, это словосочетание звучало в другом предложении... Или у меня в голове всё смешалось)

      Удалить
    4. У меня тоже все перемешалось))) Везде открывается только ознакомительная часть. Кое-как нашла этот фрагмент. Действительно, РАЗБИВАЕТ СЕРДЦА. Но я помню, долго размышляла над фразой ДУШИТ ЖЕНЩИН. Генри Бергман выразился в переносном смысле, имел ввиду, что у Чаплина не складываются отношения с женщинами, потому что нет тех чувств, что бы ответить взаимностью, а не потому что он энергетический вампир. Тут хоть ДУШИТ, хоть РАЗБИВАЕТ, главное вы сразу узнали почерк автора. Есть такие люди, которые не оставляют равнодушными никого. Их либо любят, либо ненавидят. Чаплин из таких людей , ему вообще равных нет. На Акройда подействовал второй вариант.. К его писанине нужно относится с юмором, иначе с ума сойдешь.

      Удалить
    5. Анонимный05.09.2020, 17:49

      Согласна с Вами, Марина!) И потому что нет чувств, и от неуверенности в их чувствах к себе. Акройда с его макулатурой - в топку))) Кстати, меня ещё интересует такой момент: кто Чарли по соционике?) Увлекается ли кто-нибудь из вас соционикой?) У кого какие соображения по этому вопросу?) Прошу прощения, что отошла от заданной темы и завела обсуждение совсем в другую степь)

      Удалить
    6. Собственно, да, у Джорджии написано про "разбивает сердца". Но вытащить из целой книги одну-единственную "удобную" ему фразу - это, судя по всему, очень по-акройдовски :)

      С соционикой, увы, не ко мне)

      Удалить
  13. У Грей вроде, водителем Чаплина был Фрэнк (или Франк) Ну толи Фрэнк-Франк, толи Коно, толи для Акройда это одно и тоже говорили о Чаплине ЗА СВОЕЙ УЛЫБКОЙ ОН СКРЫВАЕТ НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ. Если кто-то что-то говорил, то слова правильные. Только недоверие заключается не в том, что улыбался он неискренне, а в неуверенности в самом себе, т.к. он был сильно унижен нищетой в детстве, а что закладывается в детском возрасте, то остаются на всю жизнь. УЛЫБКА У НЕГО ВСЕГДА НАТЯНУТАЯ. Тоже верно, только не натянутая, а неуверенная, по той же причине. Так и Акройд может обрадоваться, что написал самую лучшую книгу. В отличии, от Вейсмана, Акрой не делал своих выводов, поэтому выглядит умнее)))

    В общем так. .«Могущество смеха и слез единственное противоядие от ненависти и страха» - Чаплин говорил так и верил» Смеемся над всеми психомаразматиками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра06.09.2020, 13:33

      Я сейчас читаю автобиографию Чарли. Могу сказать, что прекрасно понимаю его во всех подобных проявлениях... Сама во многом такая же)

      Удалить

Дорогие читатели! Я всегда рада вашим комментариям. Пусть вас не смущает то, что в блоге включена их премодерация - это вынужденная мера против спама и рекламы. Ваш комментарий обязательно будет опубликован сразу, как только я его увижу. - Фракир