05 августа 2018

В этом месяце: Август

Продолжение серии постов об интересных событиях в жизни Чарли Чаплина, которые происходили в текущем месяце. Август оказался непростым месяцем для Чаплина в плане его отношений с женами.


В этом месяце: Август


  • 1920 год. Милдред Харрис подает в суд прошение о разводе. К этому времени супруги давно не жили вместе - Чаплин перебрался в лос-анджелесский "Атлетик Клаб", Милдред же осталась в их доме в Беверли-Хиллз. Поначалу казалось, что им довольно быстро удалось урегулировать все вопросы - Милдред приняла предложение Чаплина выплатить ей 100 000 долларов при разводе - однако в последний момент отказалась подписать соответствующие бумаги. Адвокат Чаплина заподозрил, что здесь дело нечисто - и оказался прав. Параллельно с семейными проблемами, у Чаплина возникли разногласия с компанией First National по поводу платы за "Малыша", и он предполагал, что компания может попытаться действовать через Милдред и наложить арест на его картину. Чтобы избежать этого, ему пришлось уехать монтировать фильм в другой штат и всячески уклоняться от повестки в суд. О приключениях, которые довелось пережить негативам "Малыша", можно почитать тут.
    Как бы там ни было, стороны в конце концов достигли соглашения, и Милдред получила обещанные ей 100 000 долларов и часть общего имущества. После этого Чаплин мог спокойно продать "Малыша" компании First National.
    Надо сказать, что шумиха, поднявшая в прессе вокруг развода Чаплина и Милдред, кажется вполне безобидной на фоне того скандала, что случился семью годами позже при разводе Чаплина с Литой Грей. С Милдред они расстались достаточно мирно. И несмотря на то, что этот брак оказался разочарованием для обоих, Чаплин никогда не держал обиды на Милдред, которая, в отличие от Литы, не пыталась разрушить его карьеру.

  • 1927 год. Суд выносит решение о разводе Чаплина и его второй жены Литы Грей.
    После того, как в середине января того же года Лита подала на развод, и после того, как на него обратила внимание налоговая инспекция, Чаплин предпочел уехать в Нью-Йорк и находился там восемь месяцев, покуда адвокаты Литы не решили поторопить события и не пригрозили назвать имена "пяти известных киноактрис", с которыми Чаплин, согласно их обвинению, поддерживал интимные отношения во время брака. Чаплин не захотел никого компрометировать и согласился уладить дело деньгами. Перед последним слушанием дела он вернулся в Лос-Анджелес, однако перед этим заехал в Сан-Франциско, чтобы посовещаться со своими адвокатами, а после провел пару дней в Дель Монте со своим адвокатом Натаном Берканом и своим другом, режиссером Генри Кингом.

    Чарльз Чаплин, его адвокат Натан Беркан и режиссер Генри Кинг в Дель Монте, август 1927
    Чаплин, Натан Беркан и Генри Кинг в Дель Монте, август 1927 г.

    Слушание дела было назначено на 22 августа, и хотя первый день после своего приезда Чаплин провел в уединении в доме своего брата Сида, тем же вечером он покинул свое убежище в компании Генри Бергмана и поехал к себе домой на Саммит Драйв, чтобы повидаться с сыновьями - Чарли-младшим и Сиднеем. Лита, ее мать и мальчики жили в этом доме последние несколько месяцев по распоряжению суда. Чарли и Лита "обменялись приветствиями и справились о здоровье друг друга". Затем Чаплин "разыскал своих малышей и около получаса нежничал и играл с ними" под наблюдением Литы и ее матери. Перед его уходом Лита сообщила ему, что он может навещать детей в любое время, когда захочет.
    Позднее в этот же день Чаплин заехал на студию, однако, согласно Бергману, держался замкнуто. "Он в отчаянии и не хочет никого видеть. Он не избегает людей, но предпочел бы остаться в одиночестве". Чаплин дважды посетил ресторан Генри на Голливудском бульваре, где "рассеянно кивал друзьям и знакомым". Когда вечером он не вернулся в дом Сида, все решили, что он уехал прокатиться на машине в одиночестве.
    19 августа адвокаты обеих сторон пришли к соглашению о размере выплат, и все было решено на недолгом судебном заседании 22 августа 1927 года. Лита сняла почти все выдвинутые ею обвинения, кроме обвинения своего бывшего супруга в жестокости. Она получила компенсацию в размере 625 000 долларов и опекунские права на детей с созданием трастового фонда в размере 100 000 долларов на каждого ребенка. На тот момент это были рекордные суммы для дел такого рода. Чаплину было дано право навещать сыновей.
    Официально брак считался расторгнутым через год после вынесенного судом решения.

    Чарльз Чаплин и его адвокат Гэвин Макнаб, август 1927 г.
    Чаплин и его адвокат Гэвин Макнаб, август 1927 г.

  • 1932 год. Чаплин подает через своего адвоката официальный протест против привлечения его сыновей к работе над кинокартинами (Fox Film Corporation предложил Лите Грей сняться в нескольких картинах вместе с Чарли-младшим и Сиднеем). После двух слушаний решение суда было вынесено в пользу Чаплина. Лита с этим решением не согласилась и потребовала провести еще одно слушание, однако вердикт остался прежним. Лита заявила, что подаст апелляцию.
    Общественность, однако, встала на сторону Чаплина. "Хорошая мать, - писала Boston Globe, - позаботится о том, чтобы у ее детей было нормальное детство". Чаплина неожиданно поддержала даже Милдред Харрис, у которой подрастал уже собственный шестилетний сын, Джонни Макгаверн.
    "Я могу понять, что Лите Грей Чаплин нелегко отказаться от контракта в 65 тысяч долларов, который, как она, очевидно, полагает, имел бы огромное значение для будущего ее мальчиков, - заявила она журналистам. - Но лично я предпочитаю, чтобы мой ребенок ничем профессионально не занимался до тех пор, пока не станет достаточно взрослым и не поймет, что именно ему по душе. Я снимаюсь в кино с восьми лет. Дело вовсе не в том, что у актеров-детей трудная жизнь. Как раз наоборот. Опасность в том, что их избалуют и испортят".
    Чарли и Сидней были крайне расстроены таким положением дел, но Чаплин объяснил им свою позицию:
    "Если вам, мальчики, по-настоящему хочется играть в кино, то нет ничего хуже для вас самих, чем приступить к этому именно сейчас. На вас навесят ярлык актеров-детей и, чуть только вы превратитесь в угловатых подростков, выставят за дверь. В этом случае вам придется вести изнурительную борьбу за возвращение, потому что в памяти у всех и каждого вы будете миленькими умненькими крошками. Но если желание стать актерами не покинет вас и тогда, когда вы подрастете, я не буду вам препятствовать".
    Конечно, братьям было обидно, однако позднее они оценили отцовскую мудрость.
    Суд разрешил провести еще одно слушание, и Лита написала Чаплину письмо на десяти страницах, умоляя дать согласие на участие мальчиков в съемках. В нем она попыталась объяснить, почему это было для нее так важно:
    "В деле о разводе я оказалась представлена в самом непривлекательном и несправедливом свете... Даже сегодня многие готовы поверить любым гадостям, которые обо мне говорят. Я знаю, и ты знаешь... обвинения в том, что я была "маленькой мексиканской охотницей за богатством без образования и воспитания", а то и гораздо более худшие все еще звучат в мой адрес, и им по-прежнему верят... Я начала учиться и пошла в водевиль главным образом из-за того, что это дало мне возможность появиться перед публикой в надежде, что непосредственный контакт с ней поможет изменить представление обо мне как о человеке грубом, вульгарном и необразованном".
    Однако письмо не тронуло Чаплина. Он счел его слишком длинным, перегруженным ненужными подробностями, а самое главное - неточным. Он был раздражен из-за того, что его снова вызвали в суд (причем повестку ему вручили как раз тогда, когда он навещал своих сыновей - дело было уже в октябре) разбираться с вопросом, который он считал давно закрытым.
    26 октября оба родителя появились в зале суда, где дело окончательно решилось в пользу Чаплина. Много позже Лита признала, что он был прав в этом вопросе. Тем не менее, она всегда считала, что им двигали не столько родительские чувства, сколько нежелание, чтобы имя Чаплин появлялось в фильмах, над которыми он не имел контроля.

Чаплин в суде Лос-Анджелеса на слушании дела против Литы Грей, август 1932
Чаплин в суде Лос-Анджелеса на слушании
дела против Литы Грей, август 1932 г.

*Источники:
1. Chaplin C. My Autobiography. - London : Penguin Books, 2003. - P. 237.
2. Discovering Chaplin: первая ссылка, вторая ссылка.
3. Grey Chaplin L., Vance J. Wife of the Life of the Party : a memoir. - Lanham, Md. : The Scarecrow Press, Inc., 1998. - P. 113-115.
4. Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. - Москва : Радуга, 1989. - С. 337, 409-410.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели! Я всегда рада вашим комментариям. Пусть вас не смущает то, что в блоге включена их премодерация - это вынужденная мера против спама и рекламы. Ваш комментарий обязательно будет опубликован сразу, как только я его увижу. - Фракир